Cекреты тренерского искусства
- Олімпійська Арена №12-2018
- Інші публікації
В Атланте-1996, где Украина дебютировала самостоятельной командой, засияла звезда Лилии Подкопаевой. 18-летняя гимнастка из Донецка с задорной улыбкой и сумасшедшим двойным сальто вперед с поворотом на 180 градусов, которое потом еще долго никто не мог повторить, буквально очаровала весь мир. В итоге она стала олимпийской чемпионкой в многоборье и вольных упражнениях, а также завоевала «серебро» в упражнениях на бревне.
Через четыре года в Сиднее Олег Остапенко был близок к тому, чтобы повторить успех Атланты. Его ученица Виктория Карпенко лидировала перед заключительным видом многоборья, но, споткнувшись практически на ровном месте, оказалась за пределами первой десятки.
Следующий период в карьере известного украинского специалиста был связан со страной без каких-либо гимнастических традиций – Бразилией. До его приезда на чемпионатах мира бразильские гимнастки топтались в конце протоколов. Олимпиада для них проходила по принципу «Главное не победа, а участие». Остапенко, приступая к работе, не давал громких обещаний, просто засучив рукава начал тренировать.
Предвестником расцвета бразильской гимнастики стало «серебро» Даниэли Иполиту в вольных упражнениях на чемпионате мира в Генте-2001. Но настоящий фурор произошел через два года в Анахайме, когда Дайани душ Сантуш выиграла этот вид программы, став первой чемпионкой мира по спортивной гимнастике в истории Бразилии. Выдающиеся скоростно-силовые качества компенсировали пробелы в базовой подготовке, а там где последние все-таки сказывались, вступала в действие огромная целеустремленность гимнастки.
Но одно дело подготовить одну звездочку и совсем другое - целую команду, которая попала бы в финал чемпионата мира и завоевала путевку на Игры в Афины-2004. Остапенко и это удалось! А дальше была еще «бронза» мировой пробы Жаде Барбозы в многоборье на мировом форуме в Штутгарте-2007.
За последние десять лет Олег Остапенко успел поработать с молодежной командой России, затем вновь оказался в Бразилии, но не в сборной, а в ставшем ему родным клубе Куритибы. И, наконец, после непродолжительной остановки в Белоруссии, вернулся на родину, где сначала на добровольных началах, а затем уже официально в роли старшего тренера взялся помогать значительно сдавшей позиции женской сборной Украины.
Об утраченных традициях и о том, как их вернуть, о ярких победах и горьких разочарованиях, без которых в тренерской работе, увы, тоже не обойтись, а также о девичьих слезах и гимнастике XXI века Олег Остапенко рассказал в интервью «ОА».
Золотая Лилия и горькая виктория
Олег Васильевич, согласны ли вы с тем, что женский тренер - это призвание?
- Вообще, начинал я как мужской тренер, причем получаться у меня стало практически сразу. Да, может быть, поначалу не хватало опыта, но у меня было представление о том, что такое правильная физическая подготовка и понимание основ гимнастики. А еще я был требовательным, поэтому мои ученики всегда отличались дисциплинированностью. Когда я приступал к работе в Красноармейске Донецкой области, местная команда была на последних ролях. Но через два-три года ребята поднялись на лидерские места.
Возможно, я бы и не переключился на женскую гимнастику, если бы в свое время не начал тренировать дочь. Впоследствии она вынуждена была бросить гимнастику из-за проблем со спиной. Мы в то время жили в Ашхабаде. Условия в местном зале были примитивные, а мужская гимнастика как раз становилась перелетовой: пошли Ткачев, Гингер и т. д. Я понимал, что без поролоновой ямы с ребятами ничего добиться не смогу. А вот девочек, которые только начинали осваивать большие обороты на брусьях, еще можно было вытащить. Так я сменил профиль.
В вашей тренерской карьере было пять Олимпиад: одна – в Барселоне-1992 – в составе Объединенной команды, две – в Атланте-1996 и Сиднее-2000 со сборной Украины, две – в Афинах-2004 и Пекине-2008 с Бразилией. Какая из них оставила самые яркие впечатления?
- Наверное, барселонская, потому что она была первой. Хотя и Атланту я вспоминаю с удовольствием. Тогда было очень интересно работать. Украина стала независимой, мы начали создавать свою команду и почти создали, причем с нуля. У нас не было таких резервов, как у мужской сборной, в составе которой оставались олимпийские чемпионы-1992 Игорь Коробчинский, Григорий Мисютин, Рустам Шарипов.
Вы помните вашу первую встречу с Лилией Подкопаевой?
- Помню, ей было лет 14-15. Она завоевала «серебро» турнира на приз газеты «Комсомольская правда», это, кстати, было ее самым большим достижением в масштабах СССР. Лиля произвела на меня впечатление своей хореографией. Галина Ивановна Лосинская, ее тренер, тяготела к классике и к постановке программ своей ученицы привлекала балерину. У Лили были недостатки, но она была очень крепкой девочкой. Успехи к ней пришли далеко не сразу, сначала она выступала плохо. Бревно и вольные приносили ей медали, но брусья оставляли желать лучшего. К тому же она всегда очень в себе сомневалась. В многоборье на чемпионате Европы в Стокгольме-1994 проиграла даже соотечественнице Ирине Булаховой. В общем, пришлось очень много работать, чтобы вывести ее на чемпионский уровень. Галина Ивановна, понимая, что у меня есть необходимый для этого опыт, не возражала, что я стал опекать ее воспитанницу. Кубок Европы - это был первый старт, когда я действительно остался доволен выступлением Лили в многоборье, хотя она заняла только четвертое место, судьи немного прижали. А потом была победа в абсолютном первенстве на чемпионате мира в Японии-1995, золотая медаль чемпионата Европы-1996 и высшая ступенька олимпийского пьедестала в Атланте.
Лилия Подкопаева в одном из интервью вспоминала историю, которая произошла с ней перед отъездом на самый успешный в ее карьере чемпионат мира в Сабаэ-1995, когда тренеры в самый разгар подготовки дали ей два выходных, после чего она выиграла «золото» чемпионата мира.
- Честно признаться, я этого не помню. Может быть, я и дал выходной, если она тренироваться не могла. Зато я прекрасно помню похожую историю на Олимпиаде в Атланте. Лиля была в полушаге от того, чтобы провалить многоборье. А началось все с того, что она сорвала прыжок в первый день и, соответственно, не попала в финал, хотя это был ее сильный снаряд. Еще на тренировке я понял, что она получила психологическую травму. Когда она пришла в зал перед финалом многоборья, ужасно нервничала. Подошла очередь разминать прыжок, раз – и получилось. Смотрю, лицо изменилось. «Слава Богу, - думаю. - Отошла». Перед последним снарядом Лиля занимала третье место. Лидировала Дина Кочеткова из России. Но у нее заключительным видом был прыжок, она даже теоретически не могла получить за него столько, сколько нужно было для победы. Разрыв между первым и третьим местом был минимальный. Лиля сделала вольные в лучшем виде. Я смотрел на реакцию китаянки, которая ее опережала. Вижу, она перепугалась. Вышла – и сразу ошиблась. Так было завоевано «золото» Атланты.
А кто самая исполнительная спортсменка среди тех, с кем вам приходилось работать?
- Они все становились исполнительными и дисциплинированными, когда ко мне попадали, особенно те, с которыми я с раннего возраста начинал работать.
Олег Остапенко дает указания Дайани душ Сантуш
Тесный зал и пустая скамейка
Олег Васильевич, это ведь, можно сказать, ваше второе возвращение в Украину…
- Финансирование есть, сборы никто не отменяет, деньги на выезды и участие в соревнованиях выделяются. Даже организовали десятидневный восстановительный сбор в Греции. То есть чувствуется поддержка. Если сравнить с серединой 1990-х, то тогда было намного хуже. У нас даже с выездами на турниры были проблемы. Людмила Турищева, возглавлявшая на тот момент федерацию, с трудом находила деньги. Представьте, нам завтра ехать на чемпионат Европы, а билетов еще нет. Но в тот период тренеры еще не успели разъехаться, работали с энтузиазмом, хороших гимнасток хватало, была конкуренция за место в сборной. Поэтому у нас и получился результат в Атланте.
Что можно сказать об итогах 2018 года? С одной стороны, задачу-минимум - попасть в Топ-24 на чемпионате мира для продолжения борьбы за командную олимпийскую лицензию, украинские гимнастки выполнили. С другой, после обнадеживающего пятого места на чемпионате Европы от нашего квартета все-таки хотелось большего в Дохе.
- Год прошел, не будем говорить, что хорошо, но нормально. В общем-то, задачи почти выполнены. На чемпионате Европы мы выступили неплохо, я бы даже сказал, неожиданно неплохо. Заняв восьмое место в квалификации, в финале, воспользовавшись не очень убедительным выступлением других команд, стали пятыми. А вот на чемпионате мира результат мог быть и лучше, чем двадцатое место. Опробование команда прошла хорошо. И в целом готовы девочки были неплохо, но выступить в свою силу, увы, не смогли. Было много падений. Двенадцатое-четырнадцатое места - это то, что должно было быть у нас в этом году в Дохе.
Скажите, можем ли мы надеяться на то, чтобы командой попасть в Токио-2020?
- Конечно, мы сделаем все возможное, чтобы попасть в 12 лучших команд и отобраться на Олимпиаду-2020. Но задача эта очень сложная и процентов на семьдесят для нас невыполнимая. Если девочки сделают свои комбинации в лучшем виде, то они могут побороться за путевку в Токио. Но трудно рассчитывать на это, когда практически нет скамейки запасных. На сегодняшний день мы имеем всего пять гимнасток. Это Диана Варинская, Ангелина Радивилова, которой уже 27, Анастасия Бачинская, Валерия Осипова и Яна Федорова. Есть еще Алена Титаренко, но из-за проблем с ногой она не тренируется в полную силу.
В лидеры украинской сборной за последние пару сезонов вышла Диана Варинская. Насколько мне известно, вы еще до окончательного возвращения в Украину начали помогать Юлии Каюковой в работе с ней?
- Еще работая с командой Бразилии, я как-то приехал на сбор в Украину. Юлия Каюкова попросила меня немного помочь ее ученице. Потом я периодически консультировал их по скайпу и практически участвовал в подготовке, когда приезжал в отпуск в Украину. Я видел недостатки и достоинства Дианы. Она была маленькой моторной девочкой, очень хотела тренироваться. Попав в сборную, где не было конкуренции, она подстроилась под общий лад. И только сейчас я стал замечать, что она переосмыслила свое отношение к тренировочному процессу, трудится, старается.
А сколько гимнасток претендовало в команду, когда вы готовили сборную к Играм в Атланте-1996 и Сиднее-2000?
- На сборе всегда было двенадцать-шестнадцать человек, и, чтобы попасть в шестерку, нужно было очень потрудиться. Нагрузки средние и ниже средних чреваты тем, что на соревнованиях в состоянии стресса девочке просто не удастся пройти комбинацию без падений. Украинская гимнастика, не знаю по какой причине, ушла от той системы подготовки, которая была раньше и приносила результат. Девочки попадают в сборную с недостаточной базовой подготовкой и уже просто не могут выдержать нужные нагрузки. А как было раньше! Например, завтра квалификация, а сегодня тренировка. Гимнастки делают по две комбинации без падений. А на следующее утро, выступая в первой смене, становятся третьими. Это было на отборочном чемпионате мира в Китае-1999. И спортсменки, и тренеры - все тогда были заряжены на результат.
У нашей мужской гимнастики тоже были одни Игры без команды - Пекин-2008. Тем не менее, на следующие две Олимпиады мы поехали уже в полном составе. В Лондоне-2012 даже были без пяти минут медалистами. Почему, на ваш взгляд, сильному полу удалось преодолеть кризис, а у наших девушек черная полоса так затянулась?
- Кое где сохранились школы на местах. У девочек все тренеры разъехались очень быстро. Сейчас у мужской команды есть резерв, да, наверное, тоже недостаточный, но есть. Молодежка - человек четырнадцать. Геннадий Сартинский им много внимания уделяет. Думаю, важную роль в том, что мужская гимнастика получила новый толчок к развитию, сыграли еще и олимпийские медали Олега Верняева. А у девочек последнее хорошее выступление датируется еще Играми в Афинах. Сейчас нет женской гимнастики в Херсоне, Одессе. Кировоград держался, пока жив был Эдуард Нечай. Благо, здесь, в Киеве, с энтузиазмом работают, целыми днями практически не выходя из зала, Анна Лев, Оксана Першина и Юлия Каюкова. Благодаря этому трио гимнастика в столице еще сохранилась. Но для того, чтобы добиться серьезного прогресса в результатах, этого, конечно, мало. Работа на должном уровне должна вестись во всех областях. Раньше в каждой школе был сильный тренер. Чемпионат Украины собирал 25 команд. Для того чтобы это вернуть, нужны, конечно, очень большие финансовые вливания.
Новый лидер сборной Украины Диана Варинская
Бразильский сериал длиной в 12 лет
Вы говорили о недостатке конкуренции в нашей команде, но неужели когда вы в начале 2000-х приехали в Бразилию, там был больший выбор гимнасток, чем сейчас в Украине?
- Когда я приехал, то сначала год работал в клубе. Бразилия в то время как раз взяла курс на развитие индивидуальных видов спорта. Когда меня спросили, как можно поднять на высокий уровень гимнастику, я ответил: «Вот у вас есть четыре-пять клубов в стране, возьмите в каждый хорошего тренера или соберите лучших гимнасток здесь в Куритибе. Зал есть, нужен еще дом, где они смогут жить и питаться». В Олимпийском комитете Бразилии, по-моему, не очень поверили в эту затею, но согласились, дали клич по стране, собрали всех желающих на просмотр. Я провел контрольную тренировку и отобрал шестнадцать человек. Недели через три шестеро сбежало. Я сразу начал давать приличные нагрузки. Бразильские девочки были крепенькие, но плохо подготовленные, за исключением одной Даниэли Иполиту, с которой до этого работали тренеры из Белоруссии и Украины. Но они старались, перешли на режим двух тренировок в день: по четыре и два с половиной часа. Так прошел год, а на следующий уже был Анахайм. Даяни душ Сантуш стала чемпионкой мира в вольных упражнениях, а команда попала в финал и заняла восьмое место. Отношение к гимнастике у бразильцев сразу же поменялось, появились спонсоры.
Почему никому из бразильских гимнасток так и не удалось пока добраться до олимпийского пьедестала?
- Только один раз бразильская гимнастка реально претендовала на олимпийскую медаль. Я говорю о Дайани душ Сантуш на Играх-2004 в Афинах. Незадолго до этого она получила серьезную травму мениска, перенесла операцию, но все-таки успела подготовиться к Олимпиаде. Она вышла в финал на вольных упражнениях, но не справилась с эмоциями.
Ведро слез под кроватью
Абсолютная чемпионка Европы-2004 Алина Козич в одном из интервью призналась, что в свое время страшно вас боялась, и даже предположила, что у вас под кроватью ведро девичьих слез стоит. Она не преувеличила?
- (Улыбается). Алине-то чего бояться было, она же у меня особо и не тренировалась.
Для того чтобы бояться ей, видимо, хватало видеть, как у вас тренировались ее старшие подруги по команде.
- А вообще правильно делала, что боялась. (Смеется). Ведро слез говорите? А как без них тренировать! Девочкам поплакать – что с горы скатиться. Да, я всегда держал их в руках, потому что хотел, чтобы они выросли в настоящих гимнасток. Иначе этого просто невозможно добиться. Да, я был требовательным, но ко всем, я был жестким, но не жестоким. Тренировки у меня всегда чередовались с отдыхом. Если я вижу, что можно немножко свободы дать, даю, нет - будем работать.
Трудно ли заслужить вашу похвалу?
- Трудно! Если я когда-либо говорил хорошо, то это было действительно хорошо. Еще я всегда любил целеустремленных детей, и если они заслужили похвалу, то почему нет.
За что вы любите свою профессию?
- Вот тренируется маленькая девочка, толком не умеющая ничего делать, – и с вашей помощью постепенно вырастает в настоящую гимнастку. А не нравится мне то, что многих надо заставлять. Трудно найти ребенка, который с охотой будет выдерживать такие нагрузки. Наступает момент, когда приходится давить. А девочки начинают изворачиваться с весом, хитрить. Вот это я не люблю, но от этого никуда не денешься.
Гимнастка ХХI века – какая она? Такая, как четырехкратная олимпийская чемпионка Симона Байлз?
- Гимнастика пошла туда, куда ее направили. Хотя в какой-то мере сейчас стало возможным, имея не самую высокую базу, отработав чисто и аккуратно, выигрывать серьезные соревнования. На мой взгляд, это хорошо, потому что гимнастика должна иметь красивые линии. Байлз работает и аккуратно, и чисто, и мощно. Это редкий сплав, я не знаю, где ее такую нашли. Хотя Дайани душ Сантуш могла стать такой же, скоростно-силовые качества у нее были такие же, как у Байлз.